Лучшие категории

» » » » Преодолеть вызовы нового столетия
YesK.am

4668

4 июля 2009

Преодолеть вызовы нового столетия

НОВЫЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ

Регион Южного Кавказа за 20 лет подвергся значительным этнодемографическим изменениям. Подъем национального самосознания, экономический кризис, войны и неуверенность в завтрашнем дне вынудили многих в поисках безопасности и лучшей жизни покинуть страны Южного Кавказа. Армяно-азербайджанский, грузино-абхазский, а также грузино-осетинский конфликты резко изменили этнодемографический облик Южного Кавказа.


Число этнических меньшинств заметно сократилось. Так, например, из Азербайджана были депортированы все армяне, проживающие как в столице Баку, так и почти во всех регионах страны. Армяне Азербайджана вследствие погромов и резни, учиненных азербайджанскими националистами, стали беженцами. Следует отметить, что вследствие армянских погромов более 300.000 человек лишились крова, большинство армянских беженцев перебрались в Армению. Многие переселились в Россию и США. Русские в Азербайджане были представлены различными группами, как православными, так и сектантскими. Многие русские поселения в этой стране были основаны в начале прошлого столетия. Более того, южная часть Азербайджана из-за множества русских поселений называлась Русской Муганью; отток русского населения оттуда начался в результате консолидации тюркских племен в середине прошлого столетия. Во время армянских погромов многие русские также стали жертвами азербайджанских националистов. Следует отметить, что община русских в г. Баку практически тюркоязычна. В прошлом году Бакинская мэрия снесла несколько христианских кладбищ в городе, в том числе и русское.

Преодолеть вызовы нового столетияПомимо русских, в Азербайджане проживали также другие славянские народы: украинцы, белорусы, поляки. Последние жили лишь в крупных промышленных городах страны. Некоторая часть украинцев остались в Баку.

Лезгины остаются головной болью для Азербайджана. Имея довольно высокую рождаемость, они живут относительно компактно и среди азербайджанских тюрков ассимилируются довольно медленно. Основная масса лезгинского населения сосредоточена на севере страны, граничащей с Россией. В Кусарском, Кубинском и Хивинском районах лезгины и ныне составляют большинство населения. Они также большими группами проживают в городах Баку и Сумгаит. По численности аварцы лишь незначительно уступают лезгинам. Аварское население, так же как и лезгинское, в основном сельское. Аварцы компактно населяют северо-западные районы страны. Такие районы, как Белокан, Закатала и Ках, населенные аварцами, периодически становятся очередным регионом «чисток». Пытаясь изменить этнодемографическую ситуацию, Азербайджан продолжает проводить политику полной тюркизации региона. Азербайджанские тюрки из центральных районов, и даже из Нахиджевана, переселяются в аваронаселенные пункты. В такой же ситуации оказались и проживающие в северо-западных районах цахуры, рутулы и агулы (число последних незначительно). Ингилойцы также периодически дают о себе знать. Часть ингилойцев - православные христиане, но большинство - мусульмане-сунниты. Волнения часто происходят именно среди христиан-ингилойцев, которые требуют больше прав. В Азербайджане довольно большой процент населения составляют ираноязычные таты. Таты в основном проживают на Апшероне и в северных районах страны. Однако татские анклавы встречаются во многих районах Азербайджана. Талыши проживают на юге страны и в Баку. За последние 20 лет в результате миграции число талышей заметно сократилось. Не секрет, что большинство азербайджанцев, проживающих в России, на самом деле таты, талыши и курды, записанные азербайджанцами. Многие таты переселились в Баку и Сумгаит. В Азербайджане проживают также курды. Однако численность курдов в этой стране трудно установить. Курды считаются одним из сильно ассимилированных этносов в Азербайджане. Исследователи указывают наличие курдских поселений в центральных районах Азербайджана. Следует отметить, что часть курдов, особенно нахиджеванских, разбросанно проживает в г. Баку. Среди евреев Азербайджана значительную группу составляют так называемые горские евреи, этногенез которых окончательно не изучен. Горские евреи проживают в основном в пригороде города Куба, в так называемой Еврейской Слободе. После репатриации в Израиль число горских евреев также сократилось. Отдельные группы ашкеназских и грузинских евреев проживают в Баку и в некоторых других городах. Тюркизированными считаются также шахдагские народы: крызы, будугцы, хиналугцы, гапутлинцы и джекцы. Эти народы занимают самые высокогорные районы Азербайджана и за последние 20 лет переместились в степные районы, поменяв традиционный уклад жизни. Число удин продолжает уменьшаться. После армянских погромов удины, также последователи Армянской Апостольской Церкви, выехали из Азербайджана в основном в Армению и Россию. Ныне малочисленные группы удин проживают в селениях Нидж и Вардашен.

Преодолеть вызовы нового столетияЗаметным этническим меньшинством в Азербайджане являются турки-месхетинцы, расселенные, в основном, в нетюркских районах: среди лезгин, курдов и татов. Татары, цыганегарачи и другие этнические группы проживают в Баку и на северо-западе.

Грузия до развала Советского Союза была одной из самых многонациональных стран. Титульная нация едва превышала половину населения. Однако после развала СССР многие этнические группы численно уменьшились. Основными зонами этнического многообразия в Грузии считались: Кахетия, центральные и южные районы страны, а также осетинские анклавы в приграничных с Россией районах. Русское население, как и украинцы и белорусы, выехало из страны сразу после первых дней конфликтов в Грузии. Тем не менее, славяне продолжают проживать в Тбилиси и в некоторых крупных городах. Более чем из 30 русских поселений в Грузии к началу прошлого столетия осталось всего пять. Ныне сельское русское население проживает лишь в 2-3 селах Кахетии.

Армяне в Грузии всегда преобладали численно. Армянское население было значительным, особенно в Тбилиси. Однако отток армян, продолжающийся и поныне, уже изменил ситуацию. Кроме того, многие армяне в Грузии носят грузинские фамилии, что усложняет процесс выявления ассимилированных армян. Традиционно армяне проживают в Тбилиси, Кахетии, Гори, Хашури, Каспии, а также в Кутаиси и на юге - так называемые «бывшие армяне-католики», а ныне относящие себя к грузинам-католикам. Некоторые группы армян, которые, под давлением грузинской церковной иерархии сменили армянские фамилии на грузинские, практически утратили национальное самосознание. Mиграция армян из Грузии носит продолжительный характер. После развала СССР армяне Грузии оказались под серьезным давлением, особенно националистической части грузинского общества, которая пыталась построить непривычное для этой страны моноэтническое государство.

Во время грузино-абхазского противостояния армяне опять оказались мишенью для грузинских националистов. Армянская община во время всего конфликта оставалась нейтральной, что создавало повод для нападок со стороны националистических сил Грузии. Социально-экономическая ситуация в армянонаселенных регионах, особенно в Джавахке и Цалке, оставалась сложной весь постсоветский период, что привело к массовой миграции армянского населения из региона. Многие армянские села Джавахка опустели. Такое положение дел, конечно, на руку грузинскому руководству, которое вот уже много лет пытается любым способом изменить этнодемографическую ситуацию в стране.

За последние несколько лет в так называемой «демократической Грузии» усилилось давление на армянские общественные организации: многие видные армянские деятели Джавахка оказались за решеткой, работа армянских молодежных движений парализована, идет настоящая охота за армянскими активистами региона - все это не может не привести к антигрузинским настроениям не только в армянонаселенных регионах этой страны, но и в самой Армении, где проживает довольно большое количество армянвыходцев из Грузии.

Программа репатриации турок-месхетинцев в армянонаселенные районы еще более усугубляет и без того тяжелую ситуацию в регионе. Поддерживая программу репатриации турокмесхетинцев в Грузию, Турция, так или иначе, начинает играть активную роль в векторе внешней политики Грузии. Экономическое влияние Турции на Грузию также заметно. Роль Грузии, как важного игрока, станет минимальной только после открытия армянотурецкой границы. Но пока существенных изменений в этом вопросе нет, и Грузия продолжает политику игнорирования интересов Армении, что не может не волновать армянство в целом.

Преодолеть вызовы нового столетияВлиятельные армянские организации Запада могут изменить представление Запада о Грузии, где на самом деле не уважаются права человека и где национализм проявляется во всех сферах жизни этой страны. Еще одна острая проблема, которая отрицательно сказывается на армяно-грузинских отношениях - это так называемый духовный экстремизм Грузии. При попустительстве иерархии Грузинской православной церкви армянское культурное наследие продолжает присваиваться. О каком духовном возрождении нации говорит иерархия Грузинской православной церкви, когда присваивается чужое наследие, когда армянам предлагается менять фамилии для «благополучной жизни в Грузии», когда не признаются права неправославного населения? Все эти проявления похожи на капризы больного общества. Следует отметить, что азербайджанские тюрки также становятся жертвами националистической политики Грузии. В азербайджанонаселенных районах страны также проводится дискриминационная политика, что приводит к оттоку азербайджанских тюрков из Грузии. По последней переписи населения Грузии, азербайджанские тюрки уже превышают число армян, однако многие из азербайджанских тюрок также выехали из страны, и тенденция покидать Грузию продолжается. Что касается греков, то, если к концу прошлого столетия в Грузии проживало более 100.000 греков, сейчас эта цифра едва превышает 15.000. Греческие селения пустуют, а в ряде районов грузинские власти заселяют бывшие греческие селения сванами и аджарцами-мусульманами.

Курды и езиды также продолжают покидать страну. В Краснодарском крае существует самая многочисленная курдоезидская община выходцев из Грузии. Ассирийцы за последние десятилетия также подверглись ассимиляции. Также большинство ассирийцев Грузии ныне проживает в Краснодарском крае России, частично в некоторых городах и селах юга Грузии. Ассимилированные ассирийцы, в основном, проживают в Западной Грузии. После этнических чисток резко сократилось число осетин Грузии. Большинство осетинских сел также пустует. Основные зоны проживания осетин в Грузии до конфликтов были: район Бакуриани и Болниси, а также Кахетия, северная Рача и районы Гори, Хашури. Ныне осетины проживают в Тбилиси и в отдельных селениях некоторых районов Грузии. В Грузии значительной ассимиляции подверглись также удины, кистинцы и бацбийцы. Принятие православия, утрата языка и другие характерные черты ассимиляционного процесса в Грузии в скором будущем смоют все следы вышеуказанных групп. Остальные этнические группы, такие как поляки, немцы, лазы, аджарские абхазы, батумские цыгане, дагестанцы и другие, активной роли не играют в этническом многообразии Грузии, но, как и все остальные этносы, продолжают находиться под этнокультурным влиянием грузин.

Армения – одна из самых моноэтнических стран региона. Однако этнические меньшинства в Армении также имеют свои характерные особенности проживания и проявления культурного взаимопроникновения.

Преодолеть вызовы нового столетияСреди этнических меньшинств в Армении преобладают езиды. Они дисперсно проживают почти во всех регионах страны, более компактно в некоторых районах, приграничных с Турцией. Езиды почти все владеют армянским языком, культурное влияние титульной нации также заметно, однако ассимиляционного процесса среди езидов Армении, в основном, не наблюдается. Следует отметить, что многие езиды носят арменизированные фамилии. В России существует самая многочисленная езидская община выходцев из Армении, которые проживают в Москве, Липецке, Луганске, Твери, Краснодаре и в др. регионах.

Русские в Армении представлены, в основном, выходцами из российской глубинки: молоканами, частично также духоборами, субботниками, старообрядцами и даже казаками. В основном, русское население сосредоточено в Ереване и в крупных городах, однако имеются села, где русские составляют либо большинство, либо относительное меньшинство населения. Эти села в основном расположены на севере страны. Украинцы и реже белорусы проживают почти во всех городах страны.

Еще 20 лет назад имелось более 10 греческих поселений, сейчас греки сохранились лишь в некоторых из этих сел, например в Бендике, Мадане и Ягдане. Большинство греков Армении проживает в Ереване и Ванадзоре.

Ассирийцы составляют основное население города Арзни и некоторых населенных пунктов Араратской долины. Особенно много ассирийцев проживает в Ереване.

Миграционные процессы не обошли стороной и Армению. Острая демографическая ситуация могла бы в значительной степени измениться в лучшую сторону, если бы армянская элита, правящие круги позаботились о различных группах армян, покидающих те или иные страны, в первую очередь в поисках безопасности. Уже сейчас, имея демографическую проблему, Армения должна принять меры для репатриации некоторых групп армян. К сожалению, Армения не смогла на государственном уровне организованно принять хотя бы некоторую группу армян из Абхазии; не смогла даже принять всего около 100 армянских семей из Ирака (а в Ираке все еще под страхом проживают более 10.000 армян); не смогла принять около 1000 армян, проживающих в Южной Осетии, которые во время грузино-осетинского конфликта оказались в ужасающем положении.

В последние годы из Еревана раздаются голоса о необходимости консолидации армянства, об укреплении связей между диаспорой и государством. В Армении, в диаспорных организациях, на самых высоких уровнях говорится о необходимости сплоченности нации, однако незаметны те шаги, которые эффективно помогут преодолеть вызовы нового столетия и, самое главное, стратегически обезопасят страну, отдавая особое значение человеческому ресурсу – армянину, который для других стран является гордостью общества и примером созидания.

Арман Акопян