Лучшие категории

» » » Ереван – город веры
Туры в Армению

15940

12 октября 2007

Ереван – город веры

Знаменитый русский поэт и писатель Михаил Дудин, приехав в очередной раз в Ереван, заметил одну очень интересную вещь: если прочитать название города с конца, то получится «на вере». И Дудин, встав у знака «Ереван» на въезде в город, воскликнул: «Вот за что я вас люблю, ведь вы стоите на вере!».
И действительно, если бы не вера ереванцев в свои силы, в светлое будущее, вряд ли бы могли сегодня видеть Ереван именно таким, какой он есть. Ереван — это в некотором смысле символ возрождения, пришедшего на смену всех пережитых тягот и трудностей через которые пришлось пройти, которые пришлось преодолеть.
Все началось 2789 лет назад, когда царь Аргишти I «на страх врагам» на холме Арин-берд основал город-крепость Эребуни, ровесник Рима, Вавилона и Ниневии. Сам факт, что изначально это был город-крепость говорит о том, что Еревану, тогда еще Эребуни, было не избежать нашествий и вторжений, которые, кстати, не заставили себя долго ждать. Нашествия арабов, сельджуков, монгольских завоевателей наносили серьезный урон развитию города, под стенами которого велись упорные опустошительные сражения. Но город по-прежнему стоял. Выстоял он и в 1604-ом, когда на город со своим войском напал Шах Аббас I и почти полностью разорил его.
Ереван 14 раз переходил из рук в руки, но все равно жил своей, «армянской» жизнью. Ереван жил и выживал, падал и поднимался. Город ждал и верил в то, что настанет его час, настанет время, когда он предстанет во всей своей мощи и красе, которую не будут омрачать грохот боевых снарядов и крики гибнущих людей.. . И дождался.

В 17-19 веках для Еревана наконец-то настало время, которого город так долго ждал. Расцвет искусства, литературы, архитектуры – всего того, что постепенно рисовало, строило и писало новый образ, новое лицо Еревана.
Город начал приковывать внимание путешественников, дипломатов, писателей, ученых.
А.С.Грибоедов, талантливый писатель и дипломат, первую и единственную прижизненную постановку своей знаменитой комедии «Горе от ума» увидел именно в Ереване. Постановка, подготовленная силами офицеров-любителей, состоялась на месте не существующей сегодня Ереванской крепости в 1827 году. Об этом свидетельствует памятная надпись на стене Винных подвалов Ереванского винно-водочно-коньячного завода «Арарат», построенного на месте разрушенной крепости. Можно сказать, что этот случай положил начало развитию театральных традиций Еревана. Сегодня в городе существует несколько отличных театров, а в Русском Драматическом театре им. К.С. Станиставского можно по сей день лицезреть бессмертное творение Грибоедова.
Или еще один интересный факт. В 17 веке Ереван посетили знаменитые путешественники Жан Шарден и Жан Батист Тавернье, создавшие первые «портреты» города. Панорамный рисунок Еревана, выполненный Шарденом до сих пор хранится музее истории города. На рисунке обозначены крепость, главная площадь, несколько церквей – Еркересни и Катогике, городские кварталы с одноэтажными домами.

Сегодня, когда по улице Абовяна спускаешься к главной площади города, даже не подозреваешь, что во дворе дома на перекрестке улицы с проспектом Саят-Нова находится старейшая из сохранившихся церквей города — Катогике, нарисованная ещё Шарденом на его панораме.
Вообще архитектура Еревана тема особенная. Несмотря на свой «немолодой» возраст, почти все, чем сегодня восхищаются туристы, было построено начиная с 20-го века.. Так, например, Александр Таманян - автор генплана Еревана - при создании Театра оперы и балета использовал лучшие традиции средневековой армянской архитектуры, стилизовал традиционный национальный орнамент. В 1935 году здание было удостоено Гран-при на Всемирной архитектурной выставке в Париже, а сегодня по праву является одной из главных достопримечательностей Еревана, его визитной карточкой.
То, что в современной архитектуре прижились элементы древнеармянской культуры – неудивительно. Ведь то, что с таким трудом наши предки пронесли сквозь века, невозможно забыть. Их вера и сила оставила неизгладимый отпечаток не только в современной культуре города, но и в сердце современного ереванца.